Stereo Зольдат Experimental / Experimental
Stereo Зольдат — Асфальт (1986)
01 - Письмо 02 - 0'29 03 - Собака 04 - Хорошо! 05 - Лопе де Вега 06 - Евпатория 07 - Дыхание 08 - Из пункта А...
Наиболее
глобальной работой этого малоизвестного ленинградского проекта стала
10-минутная «бытовая повесть» «Евпатория», в основу которой лег
параноидальный телефонный разговор, музыкально обыгранный с помощью
средств минималистской рок-психоделики. На записанный междугородный
разговор была наложена страшная в своей монотонности клавишная партия,
повторявшаяся раз за разом с нарастающим напряжением — вплоть до
маниакального финала. Это был типичный концептуальный акт, в основе
которого лежала свежая для отечественной рок-музыки идея объединения в
рамках одного опуса документально зафиксированных звуков с
импровизационно сыгранным музыкальным рядом. Сюжет «Евпатории», ставшей
центральной композицией второго альбома «Стереозольдата», был взят
прямо из жизни и оказался вызывающе прост. Проживающий в Ленинграде
вполне конкретный человек пытается при помощи справочной телефонной
службы узнать адрес уехавшего в Крым друга. В условиях ненавязчивого
советского сервиса у него на это уходит несколько недель. Работники АТС
не могут обеспечить качественную техническую связь с Евпаторией и в
результате доводят абонента до нервного срыва. Он теряет над собой
контроль, начинает ругаться с туповатыми телефонистками, и в конце
концов после многократных безуспешных попыток дозвониться до друга у
него «съезжает крыша». Абонент в отчаянии кричит в аппарат: «Евпатория!
Евпатория!», но на другом конце провода его никто не слышит. «Блядь!
Надоело уже!» — вопит он в пустоту, и это выхваченное из жизни бытовое
безумие бесстрастно фиксируется на магнитофон. «Концептуальной идеей
проекта на раннем этапе являлась теория абсолютного равенства
документального и музыкального материала, — вспоминает создатель группы
Александр Немков, выступавший под творческим псевдонимом «Зольдат», —
Человек постоянно звонил в Евпаторию, чтобы найти друга и поехать к
нему в гости. По случайности рядом оказался магнитофон. Точно так же на
магнитофон могли быть записаны разговоры соседей или скандал на улице».
Звонившим в Крым человеком был еще один идеолог «Стереозольдата» Илья
Охотников. Еще в студенческом возрасте он (вместе с Зольдатом и общим
другом Андреем Коломойским) с помощью репортерского магнитофона начал
коллекционировать звуки и шумы. В августе 84-го года на аппаратуре
магазина «Радиотовары» группа записала первый альбом, включавший в себя
как традиционные рок-композиции («Мышиный вальс», «Los Boogie», «Марш
ядерных ракет»), так и эксперименты с монтажом текстов и музыки из
радиопередач. Был на альбоме и свой мини-хит — смурноватый гимн «Zoldat
Of Revolution», под фонограмму которого «Алиса» начала свое
триумфальное выступление на III ленинградском фестивале в марте 85-го
года. «Зольдат сделал закольцованную фонограмму, — вспоминает Кинчев, —
И пока мы не выходили на сцену, в течение минут пяти шла эта
психоделическая пурга, которая переходила затем в клавишное
вступление». ...Второй альбом создавался «Стереозольдатом» осенью 86-го
года с помощью целого отряда питерских рок-звезд первой величины. В то
время Зольдат начал всерьез заниматься пантомимой и при поддержке
своего приятеля из «Лицедеев» Антона Адасинского (позднее — «АВИА») ему
удалось пригласить на запись Сергея Курехина, Алексея Рахова, Михаила
Нефедова из «Алисы», а также мультиинструменталиста Александра Симагина
(экс-«Форвард»), Валерия Кефта (металлофон) и басгитариста Владимира
Васильева. «Процентов на семьдесят этот альбом был спонтанный, —
вспоминает Зольдат, — Лишь небольшая часть идей была приготовлена
заранее». Одна из таких заготовок использовалась в первой композиции.
Девушка читала текст письма под маршевый бит ритм-бокса, перкуссии
(Кефт), баса (Зольдат) и гитары (Адасинский) в стиле, приближенном к
агитплакату «АВИА». Как и в случае с телефонным разговором, письмо было
невыдуманным и предназначалось конкретной девушке от двух бойцов
погранзаставы, по-видимому, мечтавших длинными зимними вечерами о
чистой и светлой любви. Редчайший по уровню бытового дебилизма текст
зачитывался бесстрастным ровным голосом, лишний раз подчеркивая
контрастность формы и содержания. ...Во время записи альбома
состав исполнителей на каждой из композиций менялся вплоть до полной
непересекаемости. Так, на авангардистском опусе «Хорошо!» Курехин играл
на клавишах, Симагин — на гитаре, Зольдат — на басу, Васильев включал
шумы, а Адасинский с непередаваемыми интонациями руководил занятиями по
физподготовке. Ближе к финалу он идеально входил в образ
садиста-физрука — в его голосе появлялись нотки животного оргазма, а
сама зарядка начинала приобретать некие нездоровые формы. Ощущение
сошедшего с ума мира перетекало в следующую песню, в которой
Адасинский, подыгрывая себе на трубе, имитировал шизофрению — на фоне
псевдоафриканских бонгов Зольдата и этнических барабанных партий
Нефедова. После композиции «Евпатория» на альбоме звучала
медитативная инструментальная мелодия, в которую вкраплялись обрывки
радиоэфира и голос Александра Давыдова («Странные игры») из песни «Мы
увидеть должны». Закрывала альбом джазовая зарисовка, в которой
равномерный ритм метронома, символизирующий движение пешехода из пункта
А в пункт В, перетекает в диссонансный джазовый невроз трубы
Адасинского и пропущенной через спецэффекты шумовой гитары. Несмотря на
спонтанный характер действа, альбом записывался в течение целого
месяца. Сессия происходила на репетиционной точке «Лицедеев» в «Черном
зале» Дворца молодежи — в тот самый период, когда театр уехал на
гастроли. «В этот момент Адасинский, Васильев и я начали подбирать
людей, способных музыкально оформить наши творческие идеи, — вспоминает
Зольдат, — В акции мог быть задействован любой музыкант. Бывало, на
запись привлекался проходящий по коридору человек, которого просили
подержать две ноты на клавишах, поскольку у нас не хватало рук». Альбом
записывался наложением на два магнитофона «Электроника». В конце
октября 86-го года конечный монтаж и микширование осуществлялись на
студии у Вишни. Впоследствии ему был оставлен оригинал, с которого
Вишня тиражировал этот альбом по стране, став его первым и единственным
дистрибьютором-промоутером. Именно благодаря Вишне «Асфальт» оказался в
Москве, где вызвал повышенный интерес — особенно в кинематографических
кругах. В 87-м году композиция «Лопе де Вега» попала в один из
прибалтийских хит-парадов, а спустя еще четыре года «Евпатория» и «Из
пункта А...» вошли в саундтрек к суицидально-деструктивному видеофильму
«Провокация», главную роль в котором сыграл сам Зольдат. В конце 80-х
Зольдат вместе с Симагиным и с очередным составом приглашенных
музыкантов (среди которых были Александр Кондрашкин и Рома Дубинников)
записали еще два альбома, которые в дальнейшем практически не
распространялись.
Афиша Юга Ставрополь, Концерты Ставрополя, Пятигорска, Краснодара, Ростова, новости, история, карта, музыка, афиша Юга.
|
|
|
|